УСТАЛОСТЬ ЗА РУЛЕМ: ПРИЗНАКИ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ

Надежность любого водителя зависит от его работоспособности. То есть от состояния человека, в котором он готов эффективно и качественно выполнять ту или иную работу. Если водитель отправляется в путешествие уставшим или в болезненном состоянии, то работоспособность в таком случае снижается и повышается риск опасности на дороге. Это же наблюдается при употреблении алкогольных напитков, в угнетенном состоянии или, наоборот, в возбужденном последствия могут быть катастрофическими.

То есть при утомлении уровень безопасности движения значительно понижается, усталость исключительно негативно влияет на общее состояние человека и его рефлексы, и даже умственную активность. Зрительное восприятие окружающего мира значительно понижается, мелкие объекты, тем более на дальнем расстоянии почти неразличимы. В целом определить скорость также затруднительно. Но больше всего в такой ситуации страдает организация, утомленный человек не может быстро среагировать и переключить свое внимание на действительно важные моменты, чтобы переключится с одного на другое, потребуется на порядок больше времени. Человек, который управляет машиной в состоянии утомления, очень плохо реагирует на встречные объекты, на неожиданные ситуации, которые на дороге не редкость реагирует очень поздно.

В состоянии утомления ухудшается и память, после длительной поездки на обработку той или иной информации затрачивается гораздо больше времени, обнаружить какой-либо сигнал невероятно сложно. Нужно сказать, что в некоторых случаях при фазе утомления проявляется как и сильно торможение реакций, так и наоборот слишком быстрое, что в любом случае плохо и опасно на дороге.

Страдают и навыки водителя, даже если он имеет огромный опыт с многолетний стаж. Как можно распознать, что водитель утомлен? В первую очередь об этом говорит поза, зачастую в такой ситуации человек пытается усесться как можно глубже в кресло или наоборот наклониться вперед, чтобы занять максимально удобную позицию, которая для путешествия будет неподходящей.  Таким образом, процесс вождения сильно затрудняется, использовать педали и рычаги крайне неудобно, особенно с учетом того, что реакция не на прежнем уровне это еще более опасно. Также стоит сказать, что угол обзора меняется в худшую сторону, следить за проезжей частью трудно, как и следить за показателями приборов.  То есть в случае экстренной ситуации водитель в фазе утомления с большой долей вероятности не сможет сделать необходимые действия и обеспечить полную безопасность передвижения.

Чаще всего утомительная фаза наступает вследствие долгого путешествия и пребывания за рулем. Уже после 4 часов появляются первые симптомы. Явная усталость наступает после 6-7 часов вождения.  А после путешествия в 9 часов водитель поддерживает тонус исключительно силой воли, и это ни к чему хорошему точно не приведет.  Конечно, все это в совокупности может привести к тому, что водитель потеряет управление, не сумеет вовремя среагировать на какую-либо ситуацию на дороге и попадет в ДТП. Так что длительные поездки без перерыва не рекомендуются, обязательно нужен отдых. Статистика говорит о том, что более 50% случаев аварий на дороге происходят по причине сильного утомления одного из водителей.  Крайне опасно  выезжать из дома ранним утром, не выспавшись, тогда фаза утомления наступает намного быстрее.

По факту, переутомление происходит потому, что человек долго занимается определенным делом. То есть работоспособность понижается, и этот процесс естественный и избежать его невозможно,  можно лишь исключить неприятные ситуации, делая перерывы. Это временное явление. Нужно знать, что симптоматика может проявиться не резко и не сразу, некоторое время водитель может контролировать ситуацию силой воли, то есть управление автомобилем будет осуществляться все еще без потери качества и риска ДТП.  Такой контроль позволит длительное время избегать ошибок на дороге, вовремя реагировать на самые разные непредвиденные ситуации на дороге и уделять внимание даже самым незначительным мелочам. Но на всем этапе путешествия будет довольно сложно поддерживать психофизический тонус, к тому же в таком случае требуются существенные энергетические затраты, так что неприятное состояние гарантированно, все упивается только во время, не ясно когда будут проявляться симптомы:

  1. Учащенное сердцебиение.
  2. Повышенная потливость.
  3. Глубокое дыхание.
  4. Покраснение кожи на лице и руках.

А в связи с тем, что энергозатраты повышены, утомление прогрессирует в два раза быстрее, и в любом случае наступит момент, когда водитель обязательно допустит ошибку, и хорошо, если она будет незначительной. В общем, производительность труда рано или поздно снизится, этого не избежать, и как качественные, так и количественные характеристики станут  хуже, и это будет заметно.

Об утомлении свидетельствуют определенного рода признаки. Что в целом называется усталостью? Это сигнал, который человеческий организм посылает сознанию и сигнализирует о том, что нужно понизить интенсивность работы или вовсе лучше отдохнуть и взять хотя бы краткосрочный перерыв.  В противном случае избежать проблем нервной системы не удастся.  Не каждый знает, что утомляемость и усталость находятся в прямой пропорциональной зависимости, иногда чувство усталости может быть несоизмеримым организмом. Это чаще всего происходит, когда человек на протяжении долгого времени выполняет любимую работу с энтузиазмом и рвением, тут даже самая сложная работы не кажется такой серьезной нагрузкой, и благодаря тому, что все действия выполняются с удовольствием, усталость будет гораздо меньше. Иногда случается так, что монотонная, но легкая работа вызывает больше признаков утомления и вредит человеческому организму. Взять, к примеру, людей, связанных с искусством. Все эти люди могут работать несколько дней без сна и отдыха, а все потому, что занятие приходится по душе и на одном энтузиазме человек способен на многое.

Что касается водителей, то любая психологическая информация поступает извне, то есть для того, чтобы постоянно поддерживать активность процессов и их динамичность, нужно регулярная информационная нагрузка. Но туту важно чтобы ее не было в избытке, обилие, скорее всего, приведет к перенапряжению, а это уже в свою очередь  к утомлению. При недостаточном количестве информации динамика не будет наблюдаться, и это снизит интенсивность психологических процессов. То есть в этом случае возникает риск того, что водитель в случае экстренной ситуации на дороге просто  сможет среагировать на смену обстановки. И тут уже для поддержания психологического тонуса снова нужна сила воли, а это перерасход энергетических запасов и все тоже переутомление, которого нужно избегать любыми способами. Помимо количества поступившей информации  нужен еще определенный ее характер, то есть это должно быть что-то полезное и интересное.

По праву наиболее опасный симптом утомления, это сонливость и засыпание за рулем транспортного средства во время передвижения. Статистика гласит, что довольно часто причиной аварии на дороге служит тот факт, что водитель уснул и потерял управление, и нередко такая ситуация влечет за собой летальный исход. Если проявляется сонливость, то сила воли помогает в такой ситуации крайне редко, можно конечно некоторое время держаться уверенно и надежно, но рано или поздно показатели начнут снижаться, и может, довольно резко.  В некоторых случаях водитель в определенный момент перестает контролировать процесс и внезапно засыпает. Лучше всего не бороться с сонливостью, а остановиться и поспать или отдохнуть, попробовать взбодриться, если есть необходимость продолжать движение. Когда сонливость отступила, то можно возвращатсья в машину. Одним из наиболее эффективных способов взбодрить себя являются физические нагрузки.

Перед поездкой целесообразно:

  1. Выспаться. Полноценный сон 8 часов и не менее.
  2. Не нужно куда-то ехать в болезненном состоянии.
  3. С возрастом утомление наступает гораздо раньше, это стоит учитывать.
  4. Ритмичная музыка помогает взбодриться.
  5. Курение снижает реакцию.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *