ПЕРЕВОЗКА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ: НЮАНСЫ И ТОНКОСТИ

Все мы хотим получать на свой стол свежие качественные продукты питания. Разумеется, они не по щучьему велению попадают на прилавки магазинов, а потом в наши холодильники. На рынок и в супермаркеты их еще необходимо доставить. Перевозкой пищевых продуктов должны заниматься исключительно профессионалы. Санитарные правила, температурный режим, сроки хранения товаров…. Об этом всем необходимо помнить! Не секрет, что контроль над данным видом перевозок со стороны соответствующих органов жесточайший. На кону – здоровье потребителей. 

Есть определенная классификация продуктов питания. Она и помогает определиться, что и как нужно перевозить. Как вы наверняка уже догадались, таких категорий две. Это скоропортящиеся пищевые продукты и нескоропортящиеся. Ко второй категории относятся крупы, консервы, соль, сахар, сухофрукты, вермишель и т.д. И, чтобы перевозить данные продукты, вовсе не обязательно устанавливать на автотранспорте спецоборудование. А вот со скоропортящимися продуктами все иначе. Здесь необходимо следить за всем, даже за влажностью воздуха, не говоря уже о температурном режиме. Выручают рефрижераторы. Современная техника, которая уже давно зарекомендовала себя с самой лучшей стороны.

Поговорим о классификации пищевых продуктов…

Как мы уже отметили, пищевые продукты, если рассматривать точку зрения их транспортировки, делятся на две категории:

  • Нескоропортящиеся продукты питания. Да, срок годности у них внушительный. Но некоторые грузы все-таки требуют поддержания нужной влажности воздуха. Так что транспортировать их тоже необходимо со всей ответственностью, придерживаясь установленных норм и правил;
  • Скоропортящиеся пищевые продукты. Про рефрижераторы мы уже сказали. Перевозят такие продукты еще и на транспорте, на котором есть возможность сохранять нужные климатические условия (изотермы).

Скоропортящиеся продукты питания принято еще разделять на подкатегории:

  • Продукты растительного происхождения. Это любимые нами свежесобранные ягоды и фрукты, полезные овощи.
  • Продукты животного происхождения. Сюда входят птица, рыба, мясо.
  • Продукты переработки. Это колбасы, сыры, некоторые молочные продукты.

Также стоит отметить, что скоропортящиеся продукты принято подразделять на:

  • Охлаждаемые продукты. Это те, которые хранятся и перевозятся при температуре от 0 до 15 градусов. Сюда опять же входят уже перечисленные нами овощи, фрукты и ягоды;
  • Охлажденные продукты (-5 ; -0 градусов). Это, например, сливочное масло и всевозможные полуфабрикаты, которыми завалены прилавки магазинов и рынков;
  • Замороженные продукты (-6 ; -20). Здесь все понятно: замороженную рыбу, мясо и птицу нужно транспортировать и хранить именно при такой температуре.

А, что на счет нормативно-правовой базы?                          

Есть определенные санитарные правила и нормы. Они и контролируют, как хранятся и транспортируются пищевые продукты. Особое внимание специалистов сосредоточено на территориях предприятий, где производится обработка, хранение и последующий сбыт товаров. Есть требования и к автотранспорту, к водителю. Если вы перевозите в машине продукты, нельзя, чтобы до этого в авто транспортировались химикаты, нефтепродукты, ядовитые вещества. А шофер в обязательном порядке должен иметь медицинскую книжку на себя и санитарный паспорт на транспортное средство. Простые правила, о которых, кстати, представители транспортных компаний не забывают. В противном случае можно нарваться на внушительные штрафы и вовсе потерять интерес со стороны потенциальных и постоянных клиентов.

Отметим, что очень важно еще и правильно расставить груз. Чтобы потоком воздуха омывались все продукты питания. И ничего не побилось, не испортилось. Особенно это важно, когда перевозят продукты питания вагонами. В специальном железнодорожном транспорте, кстати, используются вагонные секции с оборудованием, позволяющим подвешивать мясные туши.

Охлажденное мясо зачастую перевозится в обычных ящиках. Продукция остается качественной. И за рейс можно перевезти приличное количество мяса. В ящиках перевозится и охлажденная рыба. Порой используются сухотарные бочки. В картонные коробки кладется рыба сухой заморозки. И, разумеется, выставляется соответствующая минусовая температура. А вот сложнее всего транспортировать живую рыбу. Особенно те сорта, которые не очень-то отличаются живучестью, выносливостью после извлечения из водоема. Для живой рыбы используются специальные живорыбные вагоны с аэрацией воды.

Что касается молока, то зачастую для перевозки используются специальные цистерны. Топленое масло транспортируется в бочках. Сливочное, — тоже. Либо в ящичках.

Про медицинскую книжку, которая должна быть у каждого водителя, так или иначе имеющего дело с продуктами, мы сказали. Безусловно, есть свои правила, которые касаются чистоты кузова транспортного средства. По результатам независимой проверки выдается соответствующий документ, в котором указано, что здесь разрешается перевозить продукты питания. Особое внимание специалисты уделяют сопутствующим вещам: контролю после дезинфекции, моющим средствам и т.д. И, кстати, самостоятельно водитель не имеет право мыть кузов, в котором потом повезется пищевая продукция. Это просто-напросто запрещено законодательством. Надо заключать договор с представителями специализированной аккредитованной организации, у которых есть разрешение на мойку. У которых есть все необходимые моющие средства, возможность привести кузов в идеальное состояние. Вряд ли с заключением договора с надежной компанией у вас возникнут какие-то проблемы.

Как работают мастера аккредитованных организаций?

Мытье кузова, в котором перевозятся продукты питания, — достаточно сложный процесс. И занимает порой не один час. Необходимо выполнить следующие процедуры:

  • Удалить всю скопившуюся пыль щетками и профессиональным пылесосом.
  • Промыть наружную сторону кузова щелочным раствором.
  • Сделать то же самое с внутренней поверхностью кузова, только с использованием специальных моющих средств.
  • Ополоснуть кузов чистой теплой водой.
  • Просушить кузов.
  • Провести дезинфекцию активным хлором.
  • Снова промыть кузов водой.
  • Высушить и подождать, пока исчезнет запах хлора.

Как видите, даже, если бы разрешалось водителю самому готовить кузов к выезду, вряд ли бы шофер справился должным образом с поставленной задачей. К слову, нужно еще создать потом нужную температуру внутри кузова. Плюс кузов должен быть опломбирован после процедуры погрузки. Кажется, все сложно. Но специалисты выполняют свою работу уже, что говорится, «на автомате». И, судя по отзывам на многочисленных форумах, мастера разных компаний, которые «на слуху», справляются с поставленными перед ними задачами на отлично.

Важно контролировать температуру перевозимого груза

Хорошо, что мы живем в век развитых информационных технологий. И сегодня нет никаких проблем держать клиентов в курсе, в каком состоянии находятся перевозимые продукты питания, где именно едет водитель, какая температура в кузове и т.д. В результате есть возможность реально контролировать качество груза, а не верить только словам. Тут на выбор: можно приобретать электронные датчики, можно химические. Вторые не пользуются уж очень большим спросом, так как отслеживают только критические изменения заранее заданной температуры. Правда, они и стоят не такие большие деньги, каждый предприниматель может раскошелиться на такой датчик. Электронные же датчики отслеживают абсолютно все изменения температуры в режиме онлайн, что действительно очень удобно. И всегда можно сделать распечатку, какая температура была в кузове в определенный период времени. В определенные спорные моменты такая распечатка точно пригодится. Как один из дополнительных вариантов контроля за сохранностью перевозимого груза, — использовать экспедитора, который является вашим сотрудником или сотрудником транспортной компании, с которой у вас (если вы клиент) заключен договор. Но, понятное дело, за такие услуги все равно придется доплачивать. А такие перспективы радуют далеко не всех предпринимателей. Тем более, сейчас, не в самое простое с финансовой точки зрения время.

Только ли продукты питания требуют соблюдения температурного режима?

Дополнительный контроль температурного режима требуется не только пищевым продуктам. Есть биотехнологические продукты, к транспортировке которых также нужно подходить со всей ответственностью. Не стоит забывать и о ряде лекарственных средств, которые тоже абы как не перевезешь. Любопытно, что, если возникнет какая-то поломка с кондиционером в современных рефрижераторах, включится резервный автономный генератор. И ничего не испортится!

Но порой и резервный автономный генератор не требуется. В случае возникновения неприятных ситуаций, крупнейшие и уважающие себя представители транспортных компаний тут же высылают на место поломки свою техническую помощь. В крайнем случае, привлекаются мастера со стороны. Понятно, что у маленьких фирм нет такого резерва. Так что, перед тем, как заключать договор с какой-нибудь компанией-перевозчиком, обязательно уточните и пропишите в договоре, как будут действовать специалисты в случае возникновения аварийных ситуаций.

Будучи представителем фирмы-перевозчика, цените качество предоставляемых услуг. Становитесь лучшими в своей отрасли. И пусть на наши столы поступают исключительно свежие вкусные продукты питания!