ЗИЛ 5301: ИДЁТ БЫЧОК КАЧАЕТСЯ

Можно не разбираться в машинах, не быть водителем…. Но трудно встретить такого человека, который бы ни разу не слышал о знаменитом «Бычке».

Так в простонародье называют ЗИЛ 5301. За несколько десятилетий компактный грузовичок влюбил в себя миллионы автолюбителей. И, если серьезно, в этом нет ничего удивительного. Детище Завода имени Лихачёва было разработано как достаточно легкий, вместительный и недорогой автомобиль.

История создания

Появился «Бычок» на дорогах России и стран бывшего Советского Союза почти четверть века назад. Это сейчас в малолитражных грузовиках нет дефицита: хочешь, покупай представителя отечественного автопрома, хочешь, приобретай заграничную модель. Раньше ситуация была иная. Было не так много маневренной техники, которая могла быстро перевозить груз в пределах города. Представители малого и среднего бизнеса, разумеется, быстро оценили возможности ЗИЛа.

Наперёд стоит отметить, что последние модели выпускались с новым двигателем под стандарт «Евро 3». Старый не соответствовал нормам европейских стандартов. На первых же моделях устанавливались «Ммз д-245,12С» и «Ммз д-245,9 ЕО».

Можно сколько угодно ругать отечественный автопром, но «Бычок» практически ничем не уступал на тот момент своим заграничным конкурентам. Возможно, внешне машина выглядела не так эффектно, как новые иностранные грузовички. Но тут уже дело вкуса.

В результате развала СССР и перехода страны на рыночные рельсы среднетоннажные бензиновые грузовики ЗИЛ попали под сокращение спроса. В начале 1992 года в срочном порядке был запущен проект создания развозного трёхтонного грузовика на базе комплектующих от более тяжелых грузовиков марки. В качестве прототипа по ходовой части был взят Mercedes-Benz Т2».

Два первых ходовых образца трёхтонного ЗИЛ-5301 были изготовлены в конце 1994 года, а в 1995 году произведена опытно-промышленная партия из 219 машин на «мерседесовском» шасси. Cерия ЗИЛ-5301, получила собственное название «Бычок» (по неподтверждёным данным по личной инициативе московского мэра Ю. М. Лужкова) и встала на конвейер с 1996 года.

В 1998 году на базе фургонов было создано семейство малых автобусов ЗИЛ-3250, включающее 15- и 19-местную модификации (база, соответственно, 3650 и 4505 мм). Автобусы получили стабилизаторы задней и передней подвески, а также ABS.

Самый популярный в России

К 2000 г. доля «Бычка» в общем выпуске АМО ЗИЛ достигла 56 %, что составило 12,3 тыс. автомобилей. Таким образом, данное семейство смогло обеспечить заводу необходимую загрузку мощностей. Во второй половине 2000-х, из-за ухудшения финансовых показателей предприятия и усиления конкуренции со стороны отечественных аналогов (ГАЗ-3310 «Валдай») и иностранных марок, доля «Бычка» в производстве начала стремительно падать.

Закат производства

В 2008 году было изготовлено всего 527 ед.. Производство семейства фургонов и автобусов свелось к единичным заказам. Невысокое качество сборки и отсутствие подходящего дизеля снизили популярность серии «Бычок» даже у столичных муниципальных структур, традиционно закупавших продукцию АМО ЗИЛ.

С 26 декабря 2011 года на ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ» (Саратовская область,Петровск) заработала линия по сборке автомобилей ЗИЛ-5301 (ЗИЛ «Бычок»). Однако уже в 2014 году производство автомобиля окончательно завершилось.

Итоги

Сейчас б/ушный «Бычок» можно приобрести всего за 180 000 — 200 000 тысяч рублей. А то и дешевле. Согласитесь, это не такие уж серьезные сегодня деньги. А, если бережно относиться к технике, то ЗИЛ способен прослужить своему владельцу немало лет. И очень жаль, что этот автомобиль практически пропал с наших улиц, как и сам Завод имени Лихачёва.